Об И.И. Ползунове

Горнозаводской механик прошлого столетия
 
Изобретатель паровой машины И.И. Ползунов жил и работал в нашем районе.
 polzunovjpg.jpg
Около месяца с 26 июня по 23 июля И.И. Ползунов провел на Чарыше. Осмотрел берега, наметил первые пристани, утвердил вешки. Определил затон у Кабановского форпоста. Осмотрел и обмерил те хитрые петли реки, где было возможно их перекопать, спрямить русло.
 
Тогда же нанес на карту квадратик с предложением построить село Красноярка нынешнего Усть-Пристанского района.
 
Наиболее продолжительное время, с начала февраля 1759 года по сентябрь 1761, Ползунов постоянно прослужил на Красноярской пристани. С 15 февраля 1759 года он стал горным офицером, ему присвоили чин и звание шихтмейстера (примерно — лейтенант). Поэтому 20 апреля Канцелярия издала особый указ. В нем говорилось: «Велено при сопровождении с Кабановой пристани на Барнаульский завод на судах по рекам Чарыш и Обь командиром быть вам, шихтмейстеру Ползунову». Иначе говоря, лишь с этого времени Ползунова назначили на постоянную работу (и должность) — командиром рудовозной флотилии на дух основных реках Алтая.
 
Ползунов был первым капитаном речного флота на Алтае. В его распоряжении было от 12 до 14 грузовых судов грузоподъемностью от 3 до 7 (11) тыс. пудов. В его команду было приписано свыше 200 солдат. Он принимал десятки подвод с рудой. Он озабочен был устройством не только работ, но и обустройством быта сотен людей.
 
В апреле 1760 года он построил новый казенный дом вместо сгоревшей старой еще Тугозвоновской светлицы и только тогда перевез семью из Барнаула. Видимо, обзаводился надолго. Он даже построил метеорологическую будку. На его карте она была обозначена как солнечные часы.
 
В 1763 году разработал проект парового двигателя мощностью 1, 8 лошадиных сил (1, 3 кВт) — первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один, т.е. двигателя универсального по своему техническому применению.
 
Президент Берг-коллегии А.И. Шлаттер отметил, что  проект  Ползунова «за новое изобретение почесть должно», но не оценил достоинств двигателя и предложил на основании европейского опыта объединить новый двигатель с водяными колёсами.
 
Ползунов спроектировал новую установку для привода воздуходувных мехов плавильных печей.
 
Установка с рекордной по тому времени мощностью в 32  л.с. (24 кВт) впервые в технике заводского производства позволила полностью отказаться от водяных колёс.
 
Оригинальность установки Ползунова была оценена посетившим Барнаул в 1765 году учёным-естествоиспытателем Э.Г. Лаксманом, писавшим, что Ползунов — «муж, делающий честь своему Отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской». 
 
За  неделю до пробного пуска машины Ползунов, не выдержав напряжённого труда, скончался от чахотки.
 
ОДИН известный барнаульский краевед Н.С. Гуляев писал: «Живи Ползунов не в России, не на Алтае, его имя сделалось бы бессмертным». А у нас здесь затеряна даже его могила. В 1825 году для Алтайского краеведческого музея была создана модель «огненной машины». Она до сих пор является гордостью музея. Конечно, в наш век моторов и космических кораблей машина эта, мягко выражаясь, не смотрится. Но она — их прабабушка, и в этом её величие. В этом — величие и подвига И.И. Ползунова.
 
ИМЕНЕМ Ползунова названа улица в Барнауле, Алтайский политехнический университет. В 1980 году перед главным корпусом университета установлен памятник великому изобретателю.

 


Фотоальбом

Фотоальбом